подготовка к школе
О психологической готовностик школе в разных видах деятельности
Некоторым
родителям может показаться, что в работе с детьми, стоящими на пороге школы,
следует как можно больше внимания уделять занятиям, которые проводятся методами
и приемами школьного типа, и не тратить времени на «несерьезные» дела: игру,
конструирование, лепку, прогулки...
Да, возможности шестилеток в усвоении
определенных знаний и умений относительно велики. Но нельзя не учитывать того,
каких психических и физических сил это требует от них, своеобразия мотивов их
поведения. Эффективность педагогических воздействий в работе со старшими детьми
будет тем выше, чем более мы будем учитывать возрастные особенности
этого переходного периода.
Дошкольный возраст имеет свои
внутренние закономерности психического развития, и их нарушение может привести
к непоправимым в дальнейшем ошибкам.
Подготовка детей к школе наиболее успешно осуществляется не «школьными»,
а «дошкольными»
методами. Особо важное место в формировании новообразований, психических
процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему
возрастному этапу — младшему школьному, занимает игровая деятельность.
Игра, будучи максимально свободной деятельностью, развивает мышление детей,
восприятие, движения. В игре активно формируются предпосылки мотивационной
готовности ребенка к школе.
Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учебная
деятельность (особенно для овладения грамотой и математическими
знаниями). Однако обучение старших детей достигает наибольшей эффективности
тогда, когда занятия не превращаются в урок школьного типа, а строятся с учетом
природы самого ребенка.
Старшим дошкольникам легче освоить
общепринятую метрическую систему мер, если предварительно, в процессе самостоятельной
деятельности, они овладевают умениями пользоваться условными мерками.
Велика роль учебной деятельности и в формировании знаний о
предметах и явлениях окружающей природы, общественной жизни, в развитии
речи ребенка.
Продуктивные виды деятельности, такие как рисование,
конструирование, лепка и другие, активно способствуют эстетическому,
нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль.
В процессе изобразительной
деятельности, развивается ручная
умелость, зрительно-двигательная координация необходимые для подготовки ребенка
к овладению письмом.
«Без труда не вынешь и рыбку из
пруда», — верно подметил народ. Трудолюбие необходимо не только в
отдаленном будущем, но и для того, чтобы правильно выполнить учебное задание
учителя.
Лишь активно включая детей в
посильный для них бытовой труд,
различные виды дежурств, самообслуживание, деятельность на природе, можно
сформировать у них любовь к труду, ответственность, самостоятельность,
любознательность, помогающие ребятам безболезненно перейти к новой важной
ступени их жизни — стать школьником.
Особое место в психологическом развитии
ребенка занимает общение со взрослыми. В
конце дошкольного детства ребенок усваивает особую позицию в отношении
взрослого — позицию ученика, которая создает особо благоприятные условия для
обучения в школе, где ему придется воспринимать много новой информации,
принимая ее без возражения, как бы необычна она ни была.
Комментарии
Отправить комментарий